Skip to content
logo
Водне поло в Україні    Наша адреса: waterpolo@i.ua
 
Росія
     Окупант !!!

 

 

 

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Главная arrow Водне поло в світі arrow Поздравления arrow Команда "Азов-Ильичевец" отмечает 40 летний юбилей
Команда "Азов-Ильичевец" отмечает 40 летний юбилей Версия для печати Отправить на e-mail
02.04.2011

Перечисление трофеев ватерпольного клуба "Ильичевец" (ранее "Азов"), завоеванных на всеукраин­ской, всесоюзной и международной аренах, заняли бы значительную часть этой газетной полосы. Целая дюжина одних только комплектов золотых медалей чемпионата Украины!

 

А сколько побед и призов в розыгрышах Кубка Украины, на международных турнирах, а также в спартакиадах и универсиадах, где мариупольская команда выступала в качестве сборной Донецкой области. Все эти достижения - заслуга игроков и тренеров, которые в течение четырех десятилетий вписывали свои имена в историю клуба, а в собственную жизнь навсегда вписали этот непростой и очень мужской вид спорта. И конечно, велика заслуга комбината имени Ильича, который на протяжении всех этих лет поддерживал свой ватерпольный клуб, разделяя с ним радость побед и горечь поражений.

История мариуполь­ского ватерпольного клуба, без преувеличения, уникальна. Чего стоит тот факт, что как вид спорта водное поло в наш южный морской город был экспортирован из таежного Новосибирска! Именно сибирские спортсмены в первые годы стали костяком юношеской и взрослой команд, именно они помогли своему наставнику Владимиру Суханову тренировать младших. Для большинства ватерпольных "миссионеров" Мариуполь со временем стал второй родиной. Причем не только для новосибирцев, но и для краматорчан, которые приезжали сюда "поиграть", а остались на десятилетия. Вообще, когда речь идет о становлении этого клуба, хочется применить "металлургическую" метафору: при производстве высоколегированной стали «ватерпольный клуб “Ильичевец”» в единый продукт переплавились три составляющие - ватерполо мариупольское, новосибирское и краматорское. Каждая из них заслуживает добрых слов, представителям каждой есть что вспомнить и рассказать.

За тысячи километров от приазовья

Тот, кого ныне называют отцом мариупольского водного поло, - Владимир Суханов родился в Горьком (Нижний Новгород), где с семи лет занимался плаванием в бассейне Дома пионеров, а к ватерполо приобщился в годы учебы в речном училище. Очередной поворот в его на тот момент не великой спортивной биографии случился, когда в ходе стажировки на базе торпедных катеров в Кенигсберге Суханов "начал вырываться в Ленинград к друзьям, с которыми вместе плавал на первенство республики". В городе на Неве был хороший ватерпольный клуб, а у юного Суханова  - большое желание играть плюс упорство и хорошие спортивные данные, которые привели его в команду мастеров. По окончании училища Суханов получил звание лейтенанта, а при распределении - вызов из Ленинграда, где продолжил свою ватерпольную карьеру. А через пару лет он получил письмо из Новосибирска от бывшего однокурсника: "Приезжай! Здесь открывается динамовский бассейн. Как раз для водного поло".

… В Новосибирске он начинал с нуля. По словам Владимира Алексеевича, после проведенного набора ему приходилось работать с 8 утра до 8 вечера. Ваяя из местных пацанов будущих чемпионов, Суханов параллельно поглядывал в сторону географически близкого Прокопьевска, где "водное поло тоже крутилось на начальной стадии", чтобы отобрать там наиболее талантливых игроков (среди них оказался и Николай Баранов, который впоследствии успешно выступал за сборную СССР на чемпионатах Европы и мира). Стал вывозить своих ребят на игры в Среднюю Азию (Алма-Ату, Ташкент), где водное поло было на очень приличном уровне, устраивая ответные встречи в Новосибирске. Результаты не заставили себя долго ждать - пошли победы в юношеских чемпионатах и спартакиадах Сибири, Дальнего Востока и России, первенстве Центрального совета "Динамо", и апофеозом всему - второе место в юношеском чемпионате страны, вслед за столичными одноклубниками (1964 год).

В 1967 году Суханова приглашают тренером юношеской сборной страны, что совпало с масштабной подготовкой к юбилейной (в честь 50-летия Октябрьской революции) Всесоюзной спартакиаде. У Суханова дерзкие планы - обыграть московских динамовцев и взять главный приз спартакиады. Описание финального матча и интриг вокруг него - отдельная история, скажем лишь, что "золото" досталось динамовцам Новосибирска, а Суханову в 31 год (!) - звание заслуженного тренера России. После этого ему последовали предложения о тренерской работе из Ленинграда, Киева и Харькова. Владимир Алексеевич побывал везде, но остановился на… провинциальном Мариуполе (в то время Жданове), главным образом потому, что здесь ему пообещали создать особо благоприятные условия для работы. Вот как описывает Суханов первую встречу с городским руководством Жданова:

"Меня везут к первому секретарю горкома компартии Качуре, тот вызывает председателя горисполкома Санникова, директора завода имени Ильича Плескановского, председателя профкома Хоружего, и начинается разговор. Я сказал, что мне нужен бассейн и шесть квартир, чтобы я мог пригласить игроков из Новосибирска. Согласились. Качура сказал Плескановскому, чтобы меня зачислили в штат лучшей бригады. Я отказался. Оформили на ставку в СО "Аванград" и на 50 часов - в СК "Азов". Три первых года нас полностью финансировал Донецк".

Первые шаги водного поло в Жданове

Между тем, к моменту прибытия в наш город новосибирского десанта, водное поло в новеньком плавбассейне "Нептун" (открылся в 1970-м) уже потихонечку прорастало. Робко и хило, как нежеланное дитя. Из воспоминаний ветерана команды "Азов", представителя мариупольской "фракции" в будущем клубе Геннадия Волика: "На водное поло я пришел случайно. О наборе узнал от приятеля, который жил рядом с бассейном. Пришел уже староватым - в 15 лет. Сейчас в таком возрасте уже бы не взяли. Помогло, что я - бывший пловец. Это была зима 1971 года. Раньше меня здесь оказался лишь Вишняков, а после - Швейнов, Алейников, Маловичко и еще несколько ребят. Тренировал нас Александр Дмитриевич Бедрик. Начинали мы с двух дорожек под вышкой, больше нам воды не давали. Нас тогда вообще за спортсменов не считали, в то время котировались плавание, прыжки в воду. Бедрик работал на чистом энтузиазме. Начинать с нуля всегда тяжело. Кроме двух дорожек, что у нас тогда было? Самодельные плавки, которые мамы шили из черной саржи (дешевая, блестящая ткань. - Ред.), такие же самодельные ситцевые шапочки, с одной стороны  белые, вывернешь - синие, которые ни от чего не защищали, а просто были одним из элементов формы. Использовали мы кожаные мячи "Матадор", похожие на футбольные. Сшиты они были из пятиконечных кусочков кожи, влага очень быстро проникала сквозь швы, и к концу тренировки мяч был не мяч, а круглый кирпичик. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, перед каждой тренировкой мы натирали мячи обычной мастикой, а после - по очереди забирали домой на просушку. Для нас в то время большим авторитетом была команда из Краматорска, равняться мы с ней никак не могли. Во-первых, там водное поло начало развиваться гораздо раньше, во-вторых, у них был очень заинтересованный и грамотный тренер Дудник. А вот через год - полтора, после приезда Суханова, водное поло переместилось, причем навсегда, в Жданов.

Новая эра. С болью, кровью и победами

Для привлечения детворы к занятиям водным поло была широко развернута реклама - афиши, объявления по городскому радио и областному телевидению. Детвора в бассейн повалила, Суханов едва успевал отсматривать претендентов. "Народу шло много, - рассказывает он, - а у нас же был не набор, а отбор. И если ребенок по своим физическим данным для водного поло не подходил, родители возмущались и грозились жаловаться".

Вслед за Сухановым через год в Жданов прибыла группа новосибир­ских динамовцев: Юречко, Баранников, Цыбиков, Савельев, Карташов, Черкасов, чуть позже - Обединский. Пятерых обеспечили обещанными квартирами, последнего, по молодости лет, устроили в общежитие. Новосибирцы не только сами тренировались, но и помогали Суханову тренировать маленьких "новобранцев". Свою роль они сыграли и в спортивной закалке мест­ных ребят из бедриковского набора.

"Ой, трудно нам пришлось, - вспоминает о тех временах Геннадий Волик. - Нам, не готовым тогда к серьезным физическим нагрузкам, приходилось привыкать к двухразовым, а иногда и к трехразовым тренировкам. Поначалу было особенно тяжело. Доходило до того, что к концу занятий - плывем ли, мяч ли разыгрываем - я думал только о том, как мне хочется кушать. Во время тренировок Суханов (как я сейчас понимаю - для воспитания и укрепления в нас воли) поощрял очень грубую, жесткую игру со стороны новосибирцев. Они в мастерстве на голову выше нас, а мы были тогда никто. Но научились терпеть травмы и разбитые носы - все это помогло в будущем. На новосибирцев мы особо не обижались, они были нормальные ребята, Георгий Баранников даже персонально со мной занимался, показывал всякие тонкости, хитрости. Запомнился мне и Володя Юречко - такой настоящий сибирский мужик, жесткий, но справедливый. 

Суханов определил, что мое место в игре быть центральным нападающим, или «столбом», как у нас говорят. Новосибирцы прибыли в Жданов  в 1973-м, а уже через два года, в 1975-м мы взяли "бронзу" на Спартакиаде Украины. Для всех это было громом среди ясного неба. Даже для нас. Ну а потом началось: борьба за выход в первую лигу Украины, поездки на соревнования. Я ушел из спорта в 1982-м, в первую лигу чемпионата Совет­ского Союза команда уже вышла без меня". 

Один из "эмигрантов"

Один из представителей краматорской "фракции" Валерий Завизион родом из Харькова. В Краматорск его семью занесло благодаря военной профессии отца. В ватерполо он пришел из плавания в восьмом классе: "Тренеры решили, что как пловец я не перспективен, а мне очень нравилось быть в воде, поэтому я пошел в водное поло". После школы Валерий отправился в Москву поступать в энергетический институт, но неудачно. И принял предложение Суханова продолжить карьеру ватерполиста в Жданове. "Присмотрел он меня на чемпионате ЦС "Авангард", - делится воспоминаниями Валерий Михайлович. - Меня часто ставили в защиту, скорость была неплохой и удар хороший. Я был игрок универсальный. Единственное, не любил играть за «столба» - не хватало массы. В Мариуполь я приехал 4 января 1974 года, одновременно с Александром Обединским. Мариупольских игроков знал практически всех, а Сашу увидел впервые, был он таким худеньким, щупленьким. Когда я зашел в бассейн, он только что приехал из аэропорта. Так мы и познакомились".

Ждановский бассейн был на порядок лучше краматорского, понравился Завизиону и тренер - представительный, требовательный: "Я очень благодарен Владимиру Алексеевичу, прошел у него хорошую школу. К игрокам он относился по заслугам, а у меня все получалось неплохо… На Мариуполь пришелся мой самый интересный возраст - четыре года после школы. Мы втроем - я, Саша Обединский и Сергей Марков - жили в одной комнате в рабочем общежитии по  улице Карпинского, условия - страшненькие, даже коек на всех не хватало, иногда спали на них по очереди. Но ничего - не унывали, тренировались по два раза в день. Поступили в институты: я и Серега в ждановский металлургический, Саша - в киев­ский физкультурный. Перешли в студенческое общежитие на улице Казанцева. Из краматорчан первым приехал в Жданов вратарь Сергей Василенко (правда, через полгода вернулся), потом - Сергей Марков, я, а после нас потихоньку "эмигрировала" еще целая группа. Водное поло здесь становилось все популярнее, особенно когда вышли в Первую лигу. Когда проводились турниры, в бассейне всегда было полно зрителей. Летом наша тренировочная база была на море, у коксохимовской водной станции. А жили мы рядом в домике, который предоставили для иногородних игроков и тем, кому дважды в день на тренировки было ездить далековато".

Кроме общефизической подготовки с беганьем, прыганьем, игрой в футбол и баскетбол, ватерполисты тренировались в море - плыли от пирса до пирса, работали с мячами. "Как мы отдыхали? Могли просто поваляться на пляже или шли в домик поспать. Вечером, случалось, ходили на танцы, дискотеки - вниманием девушек обделены не были. Насчет самоволок и нарушений - это нет. Понимаете, у нас команда была очень хорошая, дружная, всегда вместе праздники отмечали, без различий - местный ты или приезжий. Когда я переехал в Киев, там все было по-другому: после тренировки киевляне сразу разбегались по домам, а мы, приезжие, - я и Серега Марков, тынялись по гостиницам и общежитиям. Нам очень тогда не хватало той дружеской мариупольской атмосферы".

Для каждого из них, независимо от "фракционной", а точнее - земляческой принадлежности, общими и неизменными остаются несколько моментов. Главный из них -

"Водное поло - навсегда"

Владимир Суханов, заслуженный тренер России и Украины: "Я очень благодарен судьбе за то, что связал свою жизнь с водным поло. Хотя это, конечно, очень тяжелый вид спорта. Чтобы достичь успеха, ватерполист должен обладать всеми  качествами спортсмена высокого класса плюс скорость и морально-волевая подготовка. Просто плыть и то устаешь, а когда тебя держат, воздействуя на любые болевые точки?! Но это - мужской спорт".

Валерий Завизион, бывший игрок мариупольского "Азова" и киевского "Динамо": "Водное поло для меня было смыслом жизни. Мне нравилось играть. Поставил цель попасть в сборную Союза - в 1979 году попал. В ее составе ездил на универсиады, международные турниры. Хотелось работать за рубежом - позвали в Словакию, где я два года играл, три тренировал. Был тренером национальной сборной Словакии, готовил ее к отборочным играм на Олимпиаду в Атланте 1996 года. После возвращения в Киев работал тренером в "Динамо", пока наш бассейн не закопали, а потом не закатали под автостоянку. Теперь мы остались на улице, без тренировочной базы. Своего внука я с удовольствием бы привел в водное поло, хотя это очень тяжелый и жесткий спорт. Но приведу только тогда, когда будут хорошие условия и перспективы".

Геннадий Волик, бывший игрок "Азова": "Если бы у меня был сын или внук, хотел бы, чтоб они занимались водным поло. Ведь этот спорт дает не только физическое развитие, но и вынуждает думать - здесь мало иметь богатырское здоровье и классно плавать. По сей день интересуюсь, как дела в нашей команде, нашем клубе. Желаю ребятам только побед".

 

За сорок лет через ВК "Ильичевец" прошли десятки, а то и сотни ярких, харизматичных личностей. Кто-то из них навсегда связал свою жизнь с водным поло, как, например, наставники команды мастеров - заслуженный тренер Украины Александр Обединский и Алексей Тереник, тренеры ДЮСШ Александр Швейнов, Владимир Вишняков, Георгий Баранников (заслуженный тренер Украины) и Александр Алейников. Кто-то работает на производстве: Геннадий Волик - на комбинате имени Ильича, Сергей Коробкин - на "Азовстали". Владимир Капинус стал директором ДЮСШ "Ильичевец", Валерий Завизион - предпринимателем, Сергей Марков - банкиром, Геннадий Зимбель - театральным актером. В клубе есть и свои династии: по следам Александра Обединского пошел его сын Евгений (и также, как отец, стал капитаном команды), у Владимира Вишнякова - оба сына, Андрей и Антон. Среди ватерпольных династий - Вячеслав Костанда и его сын Ярослав. На место старшего Олега Бабенко пришел его сын Олег Бабенко-младший, который ныне защищает ворота команды мастеров. Привел в водное поло своего наследника и Евгений Нарица. А это значит, что у клуба есть будущее, есть кому хранить и развивать традиции, покорять новые вершины.

  

Светлана Кузминская - пресс-атташе команды
Последнее обновление ( 11.04.2011 )